Неточные совпадения
Воинствующий атеист будет таким и в своей
философии:
философия, в сущности, всегда была религиозной или в
положительном, или в отрицательном смысле.
Ложная
философия и ложная религия, выданная за
положительную науку, утверждают в человеке сознание ничтожества его происхождения и божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного лица, а человека вообще.
Но победит
философия положительной вечности.
Сознательный переход от отвлеченной
философии самодовлеющего рассудка к конкретной
философии целостной жизни духа, не
философии чувства, а
философии органического духа, раскрывает возможность
положительного решения проблем реальности, свободы, личности.
Тот дифференцирующий процесс самосознания, которым наполнена история
философии, имел
положительную миссию, он ко многому привел.
Помилуйте, одно это, — продолжал кричать Салов, как бы больше уже обращаясь к Павлу: — Конт разделил
философию на теологическую, метафизическую и
положительную: это верх, до чего мог достигнуть разум человеческий!
Добрым людям в голову не приходит, что это значит самым
положительным образом отрицать
философию и эстетику.
Субстанциальное движение, которым ограничен рационализм, исходит из отрицательного prius, т. е. из не-сущего, которое имеет двигаться к бытию; но историческая
философия исходит из
положительного prius, которое не имеет нужды только двигаться к бытию, стало быть, с совершенной свободой, не будучи вынуждаемо к тому самим собой, лишь полагает бытие»… и т. д.
Недаром же
философия и мистика небытия говорят не о полной пустоте, но о нирване как некотором
положительном, а не отрицательном лишь небытии.
Различие между «
положительной» религией и
философией принципиально стирается в глазах Гегеля потому, что «не могут существовать два разума и два духа, не может существовать божественный разум и человеческий, божественный дух и человеческий, которые были бы совершенно различны между собою.
Относительно науки о религии уместно поставить тот же самый вопрос, что и относительно религиозной
философии: нужна ли для религии наука о религии, имеет ли она
положительный религиозный смысл или ценность?
Сколь бы ни была велика дарованная твари свобода как
положительная мощь, она относится только к распоряжению божественным даром бытия, но не к самосотворению (этой мысли противится абсолютный идеализм люциферического оттенка, как, напр., Ich-philosophie Фихте [«Я —
философия» (нем.) — так называемая первая система субъективного идеализма Фихте, исходный принцип которой — «Я есмь Я» (Ich bin Ich).
Ибо и это ничто не есть круглый нуль, но является величиной в высшей степени
положительною: именно здесь разумеется то, что существует под покрывалом Майи [В древнеиндийской
философии Майа означает иллюзорность бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная сущность вселенной.], которое только застилает наш взор миром явлений; это
положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение.
В религиозной
философии учение о Божестве как Трансцендентном получило выражение в так называемом «отрицательном богословии» (θεολογία. άποφατική, theologia negativa [Апофатическая (отрицательная) теология трактует Бога путем отрицания всех атрибутов; катафатическая (
положительная) теология, Hanротивt приписывает Богу все
положительные качества в абсолютной степени.]).
Философия проникается черной завистью к
положительной науке, столь удачливой и успешной.
Это постоянное посещение самых разнообразных лекций необыкновенно"замолаживало"меня и помогало наполнять все те пробелы в моем образовании, какие еще значились у меня. И тогда я, под влиянием бесед с Вырубовым, стал изучать курс"
Положительной философии"Огюста Конта. Позитивное миропонимание давало как бы заключительный аккорд всей моей университетской выучке, всему тому, что я уже признавал самого ценного в выводах естествознания и вообще точных наук.